ЛитМир - Электронная Библиотека
Содержание  
A
A

110 Геерман (Heermann) в своем труде о западном войске в эпоху первого крестового похода (стр. 103) установил, что все те 12 полей сражения, условия местности которых известны (как Дорилэй, берега Антиохийского озера, Антиохия, Аскалон, Рамла (1101 г.), Яффа, Рамла (1105 г.), Сармин, Мерджи-Сефер, Атареб, Хаб), представляли собой равнины, и что ни в одном источнике не упоминается о неблагоприятных условиях местности, о борьбе из-за удобных позиций, лесов и т.д.

 Император Лев (Тактика XVIII, 92) говорит, что франки не любят сражаться в пересеченной местности, так как для них с их копьями обычно нанесение резкого удара (шок). Этот термин, конечно, нельзя понимать в современном его смысле.

111 Именно этот прием играл роль в бою с конными лучниками, т.е. в крестовых походах. Геерман (стр. 103) относит его к тактике мусульман, которые при своем значительном численном превосходстве стремились к охвату христиан. Это значительное превосходство сил неверных следует отнести как христианскую легенду; причину правильнее искать в различии вооружения.

112 Геерман в своем вступлении высказывает взгляд, что метод ведения войны рыцарства лучше и вернее всего изучать по начальной эпохе крестовых походов. Возможно, что ко времени позднейших крестовых походов европейцы уже успели кое-что позаимствовать у Востока, первые же свои победы они одержали благодаря тактике, принесенной с родины, а сообщения источников об этих событиях более обстоятельны, чем о западно-европейских происшествиях. Как ни кажется естественным этот ход мыслей, тем не менее он неправилен: своеобразные новые условия борьбы обозначились уже с самого начала крестовых походов - уже при Дорилэе - и приходилось по возможности применяться к ним.

113 Т. XVII, гл. IV, изд. в Базеле (1549 г.). стр. 397.

114 SS, IX, стр. 257. "Gesta Rob. Wiscardi", II, 154.

115 Лев, Тактика, XVIII, 84. Я перевел бы это место так: "для них столь же привычен пеший бой, как и натиск в конном строю".

116 Гюияр, стр. 148.

117 В 7-м и 8-м прил. к "Mill. Woch.-Biatt", 1894 г., печатался дневник полковника фон Линзингена от 1812 г., в котором на стр. 277 говорится, что казаки атаковали отрезанную от армии роту: "Поразительно было то, что в этом рукопашном бою большинство казаков соскочило с лошадей и дралось пешими, да к тому же еще с пиками!"

118 Фрелих (Frolich, Beitr. z. Gesch. d. Kriegfuhrung der Romer, 1886, стр. 60) выбрал для этой цели 11 соответствующих мест из Ливия. Я присоединяю сюда еще Polybius, XI, 21, где чтение, впрочем, сомнительно, и Polybius, Fragm., 125 (Диндорф), где рассказывается о спешивании всадников для боя у кельтиберов.

119 Цитаты, приведенные Бальцером на стр. 99, прим. 11, в подтверждение этого положения, на мой взгляд, не имеют никакой доказательной силы.

120 Геерман, стр. 101, также доказал это для времени первого крестового похода.

121 Келер (III, 2, 39 и 83) приводит места, согласно которым "armigeri" и "garciones" было дано оружие, из чего он заключает, что, как правило, оружие им не было присвоено. В этом заключении автор заходит слишком далеко: несомненно, имеется в виду только тяжелое оборонительное вооружение, которым они обычно не обладали и которым их в данном случае снарядили.

122 "Rex Chonradus... papae... stratoris officium exhibuit", Bernold, 1095 (император Конрад у папы выполнял обязанности конюха. Бернольд 1095, цит. Вайцом VI, 194).

123 Отто Фрейзингенский, Gesta Fried, II, гл. XVIII.

124 Otto Morena, M. G. SS, XVIII, 603.

125 Otto Morena, стр. 606; Отто Фрейзингенский, SS, XX, 398.

126 Lacomblet, Urkundenbuch, IV, 792.

127 Напечатано у Гизебрехта "D. Kaiserzeit", II, 686.

128III, 2, 50. Правда, в т. II, XI, он все же усматривает различие между ними.

129 Petrus Damiani, Vita Romualdi, SS, IV стр. 848 (написано около 1040 г.)

130 Rich. IV, гл. 82 "exercitum tam de suis, quam conducticiis congregabat".

131 Hermannus Contractus, SS. V, 1053 г.

132 Вайц, VIII, 238, 402, 411.

133 "Ann. Hildesh.", SS, III, 110.

134Mikulla, Die S^der in den Heeren Kaiser Friedrichs II, Берлин, диссертация 1885, стр. 5. Дюканж сомневается, не следует ли вместо "Tnaverdinis" читать "Triamellinis", - слово, которое могло бы быть поставлено в связь с названием известного рода кинжала.

135 Peschel, Ueb. die Schwankungen der Wertrelationen zwischen d. edlen Metallen und den rnbrigen Handelsgrntern, "Deutsche Vierteljahresschr. ", 1853, вып. 4, стр. 1; Sortbeer, Beitr. z. Gesch. d. Geld und Mrnnzwesens in Deutschl. Forsch, z. Deutsch. Gesch., т. I-VI и стр. 57. Добавл. к Heft. z. Petermanns Mitteil., 1879 r. Lezis, статья "Золото" и статья "Серебро" в "Handw^terbuch d. Staatswissenschaft", Waiz, Heinrich I, Excurs. 15 "Ueber die angebliche Entdeckung der Metalle im Harz unter Heinrich I". По его данным разработка рудников Гарца при Оттоне засвидетельствована Видукиндом и Титмаром; существовала ли она и действительности уже при Генрихе I, остается под вопросом. Inama-Sternegg, Deutsche

Wirtschaftsgesch. d. 10 bis 12 Jahrh., стр. 430 и след.

 Вычисленные Пешелем цены на хлеб явно недостоверны, и его взгляд, что, начиная с XIV в., в Европе наблюдается уменьшение запаса металлов, - безусловно ошибочен.

 Сетбер (II, стр. 306) полагает, что он обнаружил признаки того, что при Меровингах все еще было много наличных денег. Этот взгляд, пожалуй, требует проверки.

 Флорентийские гульдены начали чеканиться в 1252 г.

 Гельферих (Helfferich, Geld und Banken, т. I, стр. 87) говорит следующее: "V, VI и VII вв. нашей эры, - при почти полном прекращении добычи благородных металлов и при значительном отливе их в Византийскую империю и более отдаленные восточные страны, по-видимому, привели к крайнему уменьшению количества благородных металлов в Западной Европе"; отлив благородных металлов из Западной Европы именно в Византию я считаю недостаточно еще доказанным; по крайней мере и там обнаруживается только недостаток в них, а не излишек. Начало же общего уменьшения их количества в Римской империи следует отнести к гораздо более раннему периоду, и уже в III в. нашей эры оно привело к катастрофе. Ср. т. II, стр. 227 и след.

136 Ruotger, Vita Brunonis, cap. 30.

137 Дельпех (Delpech, II, 43) брабантцев считает конницей. Келер, III, 2, 148 и сл., объявляет их пехотинцами, не обосновывая, впрочем, этого мнения. Если на стр. 152 он высказывает удивление по поводу того, что после сражения при Бувине они исчезли и что впоследствии в Германии в качестве пехоты мы встречаем только всенародное и городское ополчение, то это противоречит его собственному взгляду, что брабантцы были уже высоко развитой пехотой. В довершение он сам на стр. 147, прим., цитирует английский источник "Gerv. Dorob. Chron. de rebus anglicis" от 1138 г., по которому первый из исторических вождей наемников, Вильгельм Ипернский, управлял milites et pedites multis (многими рыцарями и пешими). Далее в договоре между Барбароссой и Людовиком VII Французским от 1170 г. (Martane, Amplissim Coll, II, 880) определенно говорится о Brabantiones sive coterelli (брабантцы или наемники), как о equites seu pedites (конные или пешие).

138 Gisleb, SS, XXI, 884. По Джильберту Балдуин имел "вспомогательных рыцарей, которые, не будучи наемниками, были на его иждивении".

139 XV, 100, цитировано у Рот ф. III., стр. 352.

140 "Gerwas Dorob", I с.

141 Первый договор напечатан Римером (Rymer, Foedera, т. I, стр. 7), второй - там же, на стр. 22. В условиях найма имеются пункты, по-видимому не согласующиеся между собой. В обязательстве баронов сказано, что кто получает 30 марок pro feodo (за феод), должен выставить 10 milites и т.д. Общая же сумма за 1 000 рыцарей составляет только 400 марок. В возобновленном договоре от 1163 г. условлено платить по 30 марок за каждых 10 рыцарей.

413
{"b":"154456","o":1}