ЛитМир - Электронная Библиотека
Содержание  
A
A

64 Главным образом, из базельцев, численность которых указывается в 60 человек. Однако, наличие среди них и предводителя австрийских рыцарей, Германа фон Эптингера (письмо Мельтингера у Кнебеля), доказывает, что в этом сражения, по крайней мере частично, участвовали и эти австрийцы.

65 Это подчеркивает бургундский придворный историограф Молинэ.

66 Приведено в "St Gallens Anteil an den Burgunderkriegen", издано "Historisches Verein in St. Gallen", 1876.

67 В протоколе союзного совета от 15 мая ("Eidg. Abschr.", т. II, стр. 593) приводятся только 50 человек убитых ("by fbnfzig Mann tote"). Но в том же протоколе утверждается, что найдено было 1 500-1 600 убитых бургундцев и что у Карла было 60 000 одних только добрых рыцарей и еще большее число прочих войск. Таким образом, этот протокол заслуживает не слишком большого доверия. Швицы имели 70 раненых и 7 убитых (по Кнебелю они потеряли в целом 80 человек). Общее число раненых на основании счетов издержек на лечение исчисляется приблизительно в 700 человек, - таким образом. убитых было, вероятно, 50-70 человек.

 Bernoulli, Baseler Neujahrsblatt, 1899, стр. 23 и Feldmann, Schlacht bei Granson, стр. 56, исчисляют потери всего в 50 убитых и 300-400 раненых.

68 Дэндликер в своей "Истории Швейцарии" (Dдndliker, Geschichte der Schweiz, т. II, стр. 224) объясняет это неиспользование швейцарцами своей победы под Грансоном исключительно военным недомыслием союзников. Он пишет "В торжестве по поводу своего исключительного успеха под Грансоном союзники в первое время совершенно перестали обращать внимание на бургундцев; они считали свою задачу выполненной. Когда Берн, не предаваясь такому самообману и беспечности и считая положение вещей все еще серьезным, стал настаивать на продолжении войны, то большинство союзников решило разойтись по домам". Неужели люди с таким военным опытом, как цюрихцы со своем бургомистром Вальдманом и другие союзники, действительно не в состоянии были понять, когда Берн старался убедить их в том, что преследованием разбитой армии противника они бы вернее всего обеспечили себя от нового его нападения? Мы видим к чему, в конце концов, может привести ошибочная основная гипотеза. Дэндликер не желает признать, что в этой войне наступающей стороной были швейцарцы, но пытается объяснить ее (войну) требованиями известного рода самообороны: они-де считали, что им грозит нападение со стороны бургундского герцога. Если бы и помимо того из достоверных источников не было ясно видно, как бесконечно далеки были швейцарцы от мысли считать себя под угрозой бургундского могущества, то это доказано было бы их поведением после победы под Грансоном.

69 Мой подсчет бургундских сил при Муртене (максимум 20 000 человек) неоднократно подвергался критике швейцарских авторов, но без противопоставления ему чего-нибудь существенного. Дирауэр (Dierauer, стр. 211) доходит до цифры в 23 000-25 000 человек на том основании, что в последние дни перед сражением, якобы, подошли подкрепления; это, однако, не доказано. В моих исчислениях исправлению подлежат только примечания в "Персидских и бургундских войнах", стр. 153, где, по последнему критическому изданию Номина Мандро, т. I, стр. 363, число "18 000" все же означает "18 000 убитых", т.е. в обшей сложности - всех убитых, между тем как "prenant gages", т.е. воинов, по Номину убито было 8 000.

70 Панигарола, от 10 июня; см. Gingins, II стр. 242.

71 Панигарола, 13 июня; Gingins, т. II, стр.258.

Указания Панигаролы о том, что Карл укрепил свой лагерь, подтверждаются и иллюстрируются картинами из хроники Шиллинга (одна из них воспроизведена в "Сборнике документов" Оксенбейна) и в трактате полк. Мейстера, а также боевой песней Поллера (напечатано у Оксенбейна, стр. 494). Эта песня гласит:

Darumb verletzet er das her, von dem se uf nach siner beger, ein bach den liess er schwellen, er haget fast zu aller stund da lag der graf in von Remund, gross bцum die liess er fellen. Wer gesach grosser werk iemer geschechen in vierzechen tagen?

72 Панигарола - 12 июня, 13 июня.

73 16 июня герцог велел написать магистрату г. Дижона следующее: "avons йй la nuyt passйe veilant et debout en intencion de marcher а toute notre armйe au devant de nos ennemis, prouchains de nous а deux petites lieues et lesquelz, comme l'on nous avait rapporffi, s'estoient uniz et assemblez pour plus avant nous aprouchier et combattre et les actendons de heure а autre" (Ochsenbein, стр. 280). ("Прошлую ночь мы провели бодрствуя и настороже, готовые выступить всей армией навстречу неприятелю, находившемуся от нас на расстоянии менее чем в 2 мили, который, по полученным сведениям, собрал все свои силы и собирался подступить еще ближе к нам и дать нам сражение. Мы ждем его с часу на час"). Wattellet (стр. 29 и дальше) относит это к намерению Карла выступить навстречу швейцарцам. Но тут явно имеется в виду принятие сражения у живой изгороди. Ваттле ошибочно дважды использовал здесь одно и то же сообщение - в отношении 16 и 19 июня. Равным образом я считаю неправильным то, как он излагает в прим. 85 сообщение Панигаролы от 18-го, по которому Карл имел в виду 19-го атаковать швейцарцев при Гюмминнене. Слова "dar la bataglia" (дать сражение) относятся к проектируемому штурму Муртена, как это понял в своем переводе уже Гингинс.

74 Оспаривали, в частности Ваттле (ср. ниже), что швейцарцы при Муртене, как обычно, образовали три баталии пехоты, но прямое указание Шиллинга по этому поводу не теряет достоверности от того, что некоторые источники говорят только о двух баталиях, менее же всего от того, что Панигарола видел только две баталии, или же от того, что при рассказе Шиллинга о сражениях в дальнейшем фигурирует только две баталии. Третьей просто не пришлось участвовать в самом сражении, а она лишь ворвалась вслед за двумя первыми в лагерь, после всего боевой порядок был утрачен. Даже если бы мы имели свидетельства Шиллинга, было бы совершенно непонятно, почему как раз при таком крупном войске швейцарцы отказались от привычного деления на три баталии. Они не могли быть заранее уверены в том, не стоит ли вся бургундская армия в боевой готовности у частокола и не последует ли с какой-либо стороны фланговая контратака, отразить которую было бы уже затем задачей арьергарда.

75 То, что Гертер был главнокомандующим, вполне подтверждается двумя не зависящими друг от друга показаниями Кнебеля в Эттерлина. Молчание Шиллинга нельзя рассматривать, как это имело место, в качестве аргумента против этого. Само по себе это значения не имеет, так как в такой армии главнокомандующий не является полководцем, задача и заслуга которого - в стратегическом руководстве. Здесь решающей инстанцией был военный совет в целом; на обязанности Гертера лежало лишь проследить техническое выполнение решений совета. Явление это следует отметить только из-за аналогии к внутренним отношениям греческих кантонов во время персидских войн: как здесь, так и там крупное дело удается только при беспрестанном подавлении чрезвычайно острых внутренних раздоров, отголоски которых повсюду дают себя чувствовать в источниках.

 Вместе с Дэндликером (3-е изд., стр. 842) я склонен считать достоверным, что Вальдман был начальником баталии главных сил.

76 Сообщение от 8 июля. Гингинс, II, 345.

77 Edlibach, стр. 157.

78 "Базельские хроники", III, 26.

79 Шиллинг говорит, что после того, как взята была живая изгородь, "und wurden alle ordnungen von Stund zerbrochen" (с этого момента был нарушен всякий порядок). Издатели считают это показание неправдоподобным, или, может быть, это был тот же маневр, который в песне Лурлебат (сочиненной по поводу этого сражения и сохраненной нам тем же Шиллингом) обозначается как "die spitz die tat sich vornen auf"? Это несомненно так, только речь идет не о маневре, а лишь об естественной утрате сомкнутого порядка во время подобного штурма и после него.

475
{"b":"154456","o":1}