ЛитМир - Электронная Библиотека
Содержание  
A
A

Или такой факт. Л. Ф. Волков-Ланнит пишет: "Настоятельно рекомендуя своим ближайшим соратникам широко использовать грамзапись в агитационно-просветительной работе, Владимир Ильич сам подал тому пример: он записался на граммофонную пластинку". Между тем точно установлено, что еще до того, как были сделаны записи Ильича, уже были записаны и даже выпущены пластинки с речами А. М. Коллонтай, Л. Д. Троцкого, Ю. М. Стеклова, Н. И. Бухарина, Н. И. Подвойского, А. В. Луначарского, пролетарских поэтов В. Кириллова и Демьяна Бедного. Спрашивается, зачем все эти выдумки? Не лучше ли писать так, как было на самом деле?

Не все обстоит благополучно и с датировкой известных фотографий Владимира Ильича — у рупора звукозаписывающего аппарата и в группе сотрудников Центропечати. Автор фотографий Л. Я. Леонидов утверждает, что сделал их в одно и то же утро, во время приезда Владимира Ильича в Центропечать для записи речей на пластинку. Но сейчас их почему-то датируют разными годами. А фотография Ильича в пальто и в каракулевой шапке датируется 29-м марта 1919 года, в то время как из воспоминаний того же фотографа следует, что сделал он это фото 23 марта. В обоих случаях свидетельство заведующего фотоотделом Центропечати Л. Я. Леонидова по непонятным причинам проигнорировано.

В последние годы появились новые сведения о раннем периоде советской грамзаписи, найдены, по-видимому, все первые каталоги советских грампластинок. Это позволяет внести ряд уточнений в историю грамзаписи, переосмыслить отдельные факты и выводы, казавшиеся бесспорными. Кроме того, в некоторых первоисточниках, рассмотренных с новых позиций, обнаруживаются не замеченные ранее детали, благодаря которым возникает возможность установить то, что считалось утраченным.

Далее в этой главе автор делает попытку устранить накопившиеся ошибки и противоречия, выдвигает в виде гипотез ряд положений и выводов, объясняющих неясные прежде обстоятельства записи и производства грампластинок с речами В. И. Ленина. Некоторые из этих положений уже подтвердились и были использованы в отдельных публикациях (см. статью Б. Метлицкого "Слово товарища Ленина" в газете "Ленинградская правда", 24 янв. 1984 г.; очерк Г. Скороходова "Слушая заново" в журнале "Юность", № 2 за 1986 г.), а о том, как было доказано присутствие на групповой фотографии, запечатлевшей Владимира Ильича с сотрудниками Центропечати, двух германских инженеров-звукотехников, снят научно-популярный фильм (см. киножурнал "Радянська Украïна" № 13 за 1985 г.).

Автор выражает благодарность заведующему музеем "Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле" Шефову Александру Николаевичу, научному сотруднику Центрального партархива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Фомичевой Лидии Николаевне и главному конструктору Киевского научно-производственного объединения "Маяк" Богатыреву Алексею Степановичу за помощь в поиске необходимых исходных материалов.

Сколько было фонограмм ленинских речей?

Вопрос о точном количестве записанных на пластинку речей В. И. Ленина на протяжении многих лет по-настоящему никем не изучался. Видимо, по этой причине в разных публикациях цифры не совпадали. Даже бывший заведующий Центропечатью Б. Ф. Малкин в различных вариантах своих воспоминаний пишет о 17, 13, 15, 16, а затем вновь о 15 грамзаписях.

Современные исследователи сходятся на том, что записей было 16, однако в качестве шестнадцатой одни называют предполагаемую, но еще будто бы не найденную речь "О Советской власти", другие — вторую часть "Обращения к Красной Армии".

Между тем, на основании имеющихся публикаций еще в 20-х годах можно было точно определить, сколько сделано фонограмм ленинских выступлений. Вернемся к этим публикациям.

В траурные дни 1924 года при Художественном отделе Главполитпросвета была создана специальная комиссия, в которую, кроме работников этого отдела, вошли представители Главреперткома и фабрики "Граммопластинка" (фабрика Пятилетия Октября). Комиссия взяла на учет все имеющиеся на фабрике металлические оригиналы и матрицы граммофонных записей следующих речей В. И. Ленина: "Памяти председателя ВЦИК тов. Я. М. Свердлова", "Третий Коммунистический Интернационал", "Обращение к Красной Армии", "О погромной травле евреев", "Что такое Советская власть", "Сообщение о переговорах по радио с Бела-Куном", "О крестьянах-середняках", "О работе для транспорта", "О трудовой дисциплине" и "Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов" — всего 10 речей, которые тогда тиражировались на грампластинках в десятках тысяч экземпляров.

В тот же период в траурном номере журнала "Молодая гвардия" появилась статья Б. Ф. Малкина, в которой, наряду с уже известными, названы еще пять новых наименований граммофонных записей выступлений В. И. Ленина: "…две речи о продналоге, о потребительской и промысловой кооперации, о концессиях и о развитии капитализма и последняя о беспартийных".

Значит, если к десяти уже известным речам прибавить вышеупомянутые пять, то получится 15. Примем эту цифру за основу и попробуем объяснить, почему в последующие годы Б. Ф. Малкин, а вслед за ним и авторы других публикаций называли иное количество записанных на пластинку речей Ленина.

Первая публикация, в которой указывается количество граммофонных записей речей вождя, является заметка Б. Ф. Малкина "Голос Ильича увековечен", напечатанная в газете "Правда" 3 февраля 1924 года. Заметка имеет подзаголовок: "17 граммофонных речей". Но начинается она так: "В течение трех лет (1919–1921) в Центропечати были записаны 13 речей Владимира Ильича на граммофонной советской пластинке". А если подсчитать все выступления, упоминаемые автором в тексте, то их получится 10. В одной публикации — сразу три противоречивых цифры. Как разобраться в этой путанице?

Более или менее удовлетворительно можно объяснить количество 17 и 10. Известно, что две речи Ильича размещались на обеих сторонах пластинки, — это "Обращение к Красной Армии" и "О работе для транспорта". Следовательно для каждой из них было изготовлено по два оригинала (по две матрицы). А для всех 15 известных нам речей Ленина требовалось 17 оригиналов (матриц). Цифра 10 — это количество издававшихся массовым тиражом граммофонных записей выступлений Ленина. Пять последних фонограмм не были изданы (об этом см. раздел "Как выпускались пластинки с речами В. И. Ленина?").

А вот почему Б. Ф. Малкин дважды указывает в своих записках цифру 13, еще никому объяснить не удавалось. Вот одна из таких попыток: "Как же утвердилось мнение, что было записано лишь 13 фонограмм В. И. Ленина? Сразу после смерти В. И. Ленина специальная комиссия Главполитпросвета в начале февраля 1924 года взяла на учет все оригиналы грамзаписей В. И. Ленина, имевшиеся на фабрике "Граммопластинка", с целью передать их на вечное хранение. На фабрике оказалось лишь 11 оригиналов грамзаписей 10 ленинских речей — они хранятся ныне в специальных сейфах Центрального партийного архива. В связи с тем, что в журнале "Молодая гвардия" за 1924 год Б. Ф. Малкин, руководивший записью всех выступлений вождя, опубликовал тексты еще трех выступлений В. И. Ленина, оригиналов которых на фабрике по каким-то причинам не имелось, и возникла уверенность, что было записано именно 13 выступлений Владимира Ильича" (см. статью: В. Червяков, В. Прокопенко. Живой голос великого вождя. — Правда, 1968, 24 авг.).

Здесь допущены сразу две серьезные ошибки: во-первых, 10 ленинских речей размещаются не на 11, а на 12 оригиналах, а во-вторых, кроме этих десяти, Б. Ф. Малкин неоднократно называл еще пять других выступлений Ильича, которые были записаны на пластинку. Почему же из пяти речей учитываются лишь три? Очевидно, чтобы получить требуемую цифру — 13. Таким образом, перед нами простая подгонка цифр, а не их объяснение.

62
{"b":"221802","o":1}