ЛитМир - Электронная Библиотека
A
A

К сожалению, нам ничего не известно о том, как и когда выводилась из Кремля (и выводилась ли?) находившаяся в нем артиллерия[562]. Возможно, что она там и осталась — рассчитывать провести десятки орудий с зарядными ящиками, да еще и подвижной артиллерийский парк, через бушевавший пожар — было безумием. Самым удивительным является то, что оставшегося в Кремле одного батальона пешей гвардии вполне хватило, чтобы отстоять Кремль от огня! Ни вечером 16-го, ни в последующие дни, серьезных возражений там, по-видимому, уже не было. Возможно, что главным условием этого стала самоотверженная борьба частей Молодой гвардии с огнем вокруг Кремля. Ведь если пехота Старой гвардии (за исключением одного батальона) была выведена в Петровское, то вся дивизия Роге осталась на своих прежних местах возле кремлевских стен и в Мясницкой части. А, как полагаем, 17 сентября в Москву была введена и дивизия Делаборда, занявшая свое место рядом с солдатами Роге (сам Делаборд поселился во дворце Ростопчина).

3.2 Наполеон в Петровском. Возвращение на пепелище

Наполеон находился в Петровском дворце с 19.30 16- го сентября[563] до 9.00 18-го сентября[564]. Кажется, что это единственный факт, который сегодня можно считать не вызывающим сомнений, хотя и в отношении его в литературе почти два века царствовала разноголосица. Вероятно первым, кто внес путаницу в дату возвращения императора из Петровского, был Э. Лабом, чье повествование было опубликовано впервые в 1814 г. Последующих авторов ввели в заблуждение две его фразы: «В течение четырех дней (17, 18, 19 и 20 сентября), которые мы провели вблизи Петровского (Peterskoe), Москва не переставала гореть» и «Пребывание в Петровском и в его садах делалось как нездоровым, так и неудобным, Наполеон возвратился в Кремль… Тогда гвардия и Главный штаб получили приказ возвратиться в город (20 и 21 сентября)»[565]. По-видимому, именно текст Лабома (хотя, при внимательном прочтении, из него и не следует, что Наполеон возвратился в Москву именно 20 или 21-го сентября) заставил Ж. Шамбрэ заявить о приезде императора из Петровского в Москву 20-го сентября[566]. Дополнительным аргументом для версии Шамбрэ стали наблюдения над интенсивностью пожара: 16, 17 и 18-го пожар продолжал быть очень сильным, 19-го он уменьшился, а 20-го прекратился.

В воспоминаниях и работах, выходивших после книг Лабома и Шамбрэ, ошибка стала достаточно распространенной. О 20-м сентября или 21-м, как дне возвращения Наполеона в Кремль, писал Сегюр, Вьонне де Марингоне, и др.[567] Это широко проникло и в русскоязычную литературу[568]. Причем, в источниках и литературе можно встретить и 19-е сентября как день возвращения Наполеона в Москву[569].

На имеющиеся разночтения обратил в свое время внимание А. Шуерман, упомянув, правда, как ошибочное утверждение только Шамбрэ[570]. Была попытка оспорить даты 19-го и 20-го сентября и со стороны Д. Оливье[571]. Главным ее аргументом было то, что письма и рескрипты императора, датированные 18-м сентября, помечены уже Кремлем, а также то, что 18-го сентября в Кремле Наполеон встретился с главным надзирателем Воспитательного дома И.А. Тутолминым. В этой связи следует отметить, что в записке самого Тутолмина встреча с Наполеоном явно ошибочно помечена 17-м сентября (!), а бумаги, исходившие от Наполеона, когда он находился в Петровском, вполне могли быть помечены Москвой. Исследователям вообще не известно ни одного документа, помеченного Наполеоном Петровским (Письмо Марии-Луизе от 16-го сентября не имеет обозначения места, хотя в самом тексте Наполеон отметил, что пишет уже из Москвы, куда прибыл 14-го сентября[572]; бюллетени Великой армии от 16-го и 17-го сентября, продиктованные Наполеоном в Петровском, помечены Москвой). Столь ограниченная достоверная информация, исходившая от главного героя событий, как нельзя более явственно обозначила главную интригу дней, проведенных императором в Петровском, и придала им особую загадочность.

Что же касается наиболее убедительных даты и часа отбытия Наполеона из Петровского, то полагаем, что следует остановиться на 9 часах утра 18-го сентября. Именно это время указано в «Дорожном дневнике» Коленкура, по которому нередко можно вносить коррективы даже и в его собственные мемуары. О 18-м сентября, как о дате возвращения императора в Кремль, свидетельствуют и другие источники: книга приказов 2-й роты 2-го батальона 2-го полка пеших гренадеров императорской гвардии, дневник Кастеллана, дневник Пейрюсса, свидетельства д’Изарна, Деннье, мемуары капитана в Главном штабе Д. Риго, мемуары сержанта полка фузилеров-гренадеров Молодой гвардии Бургоня, и др.[573]

1812 год. Пожар Москвы - i_033.jpg

Ч. Ложье де Белькур, старший адъютант полка королевских велитов итальянской гвардии. Литография с портрета работы неизвестного художника. XIX в.

Как располагались соединения и части Великой армии в период нахождения императора в Петровском? Сам Петровский дворец к вечеру 16-го сентября находился в расположении 4-го армейского корпуса Богарнэ. Благодаря книгам Лабома (из штаба корпуса) и Ложье (из итальянской королевской гвардии) мы имеем возможность более или менее точно определить его местонахождение. Еще 14 сентября части корпуса, двигаясь на Москву от Звенигорода, разместились у с. Хорошево. Утром 15 сентября корпус покинул эту позицию и двинулся к Пресненской заставе (у Ложье — к Звенигородской заставе). Солдаты были поражены пустынностью, они не увидели ни одного москвича, ни одного русского солдата[574]. «Никакого шума, никакого крика не раздавалось среди этого впечатляющего одиночества; беспокойство одно сопровождало наш путь; оно росло по мере того, как мы увидели густой дым, который, в форме колонны, возвышался над центром города»[575].

1812 год. Пожар Москвы - i_034.jpg

Пожар Москвы. Раскрашенная гравюра. Неизвестный художник. 1—я четверть XIX в.

Войска 4-го корпуса, не входя в Москву, повернули от Пресненской заставы на север. Поравнявшись с Тверской заставой, они разделились. Три пехотных дивизии двинулись влево и расположились лагерем следующим образом: 15-я — в районе Петровского дворца, 14-я — в с. Алексеевском, 14-я — в Бутырках. Легкая кавалерийская дивизия Орнано, как пишет Ложье, «развернулась по фронту этих дивизий во Всехсвятском и Останкине»[576].

В саму Москву через Тверскую (Петербургскую) заставу вступила только итальянская королевская гвардия во главе с вице-королем. Гвардия прошла до «широкой и красивой площади (Страстной? — В.З.)» (Ложье). После некоторого ожидания и, не получив, вероятно, никаких указаний из Главного штаба, вице-король начал размещение гвардии. Офицеры стали углём писать на дверях домов, кому был назначен постой. Появились, также выведенные углем, новые названия улиц — «улица такой-то роты». По словам Ложье, должны были появиться (не ясно, появились ли?) еще «кварталы такого-то батальона», «площади Сбора, Парада, Смотра, Гвардии и т. д.» Сам Богарнэ разместился, как свидетельствует Лабом, «во дворце князя Мамонова (Mamonoff) на красивой Санкт-Петербургской улице»[577]. Часть офицеров и солдат Итальянской гвардии, наскоро разместившись, поспешила углубиться в центр города. Они достигли Китай-города, где «толпа солдат» открыто торговала краденым товаром. Далее Лабом увидел уже сгоревшее здание «Биржи». Всюду царил грабеж[578].

вернуться

562

На основе воспоминаний Перовского, запертого еще с 16-го числа в церкви Спаса на Бору, большая часть гвардейских экипажей покинула Кремль утром 17-го сентября, «часу в десятом» (Перовский В.А. Указ. соч. Ст. 1041).

вернуться

563

* Все даты этого раздела даны по новому стилю.

вернуться

564

Дорожный дневник Коленкура //Caulaincourt A.A.L. Op. cit. Т.2. P. 15–16. Note; P.19.Note. П.П. Деннье, который не всегда бывает точен, отмечал, что Наполеон отбыл из Москвы в Петровское в 16.00 16-го сентября, прибыл в Петровское в 18.00 16-го сентября, выехал из Петровского в полдень 18-го сентября, прибыл в Москву в час дня (Denniee P.P. Op. cit. P. 190).

вернуться

565

Labaume E. Op. cit. 1815. P. 227–228, 230.

вернуться

566

Chambray G. Op. cit. P. 125, 131.

вернуться

567

Segur Ph.P. Op. cit. P.200; Наполеон в России глазами иностранцев. М., 2004. Кн. 1. С. 309; Vionnet de Maringone L.J. Op. cit. P. 33; etc.

вернуться

568

Катаев И.М. Указ. соч. С. 147. Примеч.2; История Москвы. С. 109; Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988. С. 194; Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. С.565; и др.

вернуться

569

Surugue A. Mil huit cent douze. Les Francais a Moscou. P.37; Journal des operations de la division Preysing par le lieutenant de Flotow. P.201; Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны. 1840. 4.2. С.54; Бескровный Л.Г. Указ. соч. С. 428; и др.

вернуться

570

Schuerman A. Op. cit. Р. 308.

вернуться

571

Olivier D. Op. cit. Р. 101.

вернуться

572

Наполеон — Марии-Луизе. 16 сентября 1812 г. // Lettres inedits de Napoleon a Marie-Louise. P. 78.

вернуться

573

Registre d’Ordre du 2-e regiment de grenadiers a pied de la Garde Imperiale // РНБ. OP. Fr. Q.IV. № 95. Л.1 ІЗоб.; Castellane E.V.E.B. Op. cit. T. 1. P. 156; Peyrusse G.J. Op. cit. P. 99; [Ysarn de Villefort F.J.D.’] Op. cit. P. 27; Denniee P.P. Op. cit. P. 190; Rigou D. Op. cit. P. 60; Bourgogne A.J.B.F. Op. cit. P. 25; etc.

вернуться

574

Labaume E. Op. cit. 1815. P. 193–194; Изгнание Наполеона из Москвы. С. 40.

вернуться

575

Labaume Е. Op. cit. Р. 194.

вернуться

576

У Лабома сведения менее конкретные: 13-ю дивизию он помещает вместе с 15-й у Петровского дворца, 14-ю — «в деревне, расположенной между Москвой и этим шато», кавалерию Орнано — «в одном лье впереди этой деревни». Но, в целом, свидетельства обоих авторов не противоречат друг другу (Labaume Е. Op. cit. Р. 195; Изгнание Наполеона из Москвы. С. 40–41). О кавалерии Орнано см. дневник лейтенанта Флотова (Journal des operations de la division Preysing… P. 200): 17 сентября баварская дивизия начала движение; она прошла д. Алексеевское, пересекла р. Яузу и, после того как миновала д. Ростокино, остановилась; в 4 часа вечера был получен приказ бивакировать возле д. Алексеевское.

вернуться

577

Labaume Е. Op. cit. 1815. Р. 195.

вернуться

578

Ibid. Р. 197–199.

45
{"b":"222103","o":1}