ЛитМир - Электронная Библиотека

Итак, читатель, видимо, уже убедился, что картина боя в центре Бородинского поля и, в частности борьбы за дер.Семеновское, составленная на основе многочисленных источников, дает нам более объемное и точное изображение случившегося, нежели панорама Ф.Рубо. Это ни в коей мере не умаляет бесспорных достоинств знаменитого батального полотна. Художник - не летописец; его творческие замыслы не всегда могут совпадать с исторической точностью, каковою он может в некоторых случаях и пожертвовать. Можно согласиться с замечанием самого Ф.Рубо о том, что не все то, о чем пишут историки, может быть изображено на панораме, что "многое, что хорошо в книге, совершенно иное впечатление производит в живописи". Но то, что простительно для художника, совершенно недопустимо для историка.

Вот что рассказывал Л.Г.Бескровный.

"Первую атаку деревни Семеновской французы начали

в 12 часов. Корпус Нея

и дивизия Фриана были отбиты огнем русской артиллерии. Вслед за тем в атаку на деревню пошла пехота

Даву и Нея,

но русские отразили и эту атаку. Во время третьей атаки дивизии Лоржа и Рожнецкого также были отбиты и отошли "на исходную позицию

"(?). Впрочем, признает автор, дивизии Фриана удалось таки захватить деревню, но тут же спешит смягчить удар:

"Собственно, французам удалось только овладеть шанцами, так как сама деревня осталась в руках русских гренадер. Но большие потери вынудили Дохтурова в целях сокращения фронта отойти на новую позицию".

Вот так: не французы вынудили Дохтурова отступить, а большие потери! И откуда только взялась последняя напасть?! Диву даешься от такой иезуитской казуистики и полнейшего незнания источников. Другой столп советской "науки" П.А.Жилин пишет, что Коновницын

"вынужден был отвести войска за Семеновский овраг. Попытки противника прорвать боевой порядок русских на этой позиции успеха не имели.

Русские войска не отступили больше ни на один шаг".

А буквально через 4 (четыре) строки он сообщает об

"овладении противником деревней Семеновское

"! Е.В.Тарле вообще не утруждал себя упоминаниями о бое за эту деревню. Н.Ф.Гарнич, чье сочинение навсегда останется нагляднейшим образцом дремучего исторического невежества, именно по причине последнего повторяет выдумку К.Толя о вечерней атаке лейб-гвардии Финляндского полка на деревню Семеновское.[38]

Подводя итог нашему исследованию, заметим, что характер и интенсивность боевых действий в центре Бородинского поля с течением времени менялись в прямой зависимости от положения дел возле главных пунктов русской обороны - Семеновских укреплений и центрального редута. На данном участке должна была наступать группа войск маршала Нея. Но чрезвычайно упорное сопротивление русских войск в районе "флешей" и постепенное введение в бой все новых русских резервов дали повод Нею несколько переменить указанное ему направление атаки. Он все больше и больше ввязывался в бой за флеши, послал вестфальский корпус в Утицкий лес, и в результате у него не оказалось под рукой достаточного количества пехоты, чтобы захватить укрепленные развалины деревни; одна же кавалерия не могла справиться с такой задачей.

Такое уклонение половины войск Нея вправо имело весьма серьезные последствия для обеих противоборствующих сторон. Видя наращивание сил неприятеля, Багратион призвал к себе дивизию Коновницына (чем серьезно ослабил корпус Тучкова), корпус Сиверса, часть войск 5-го корпуса. Вместе с Раевским они "разорвали на части" 12-ю дивизию Васильчикова, и в результате в центре русской позиции, по меньшей мере в первой ее линии, образовалась брешь. Кроме того, как заметила Л.Ивченко, русское командование не могло

"молниеносно отреагировать на рывок Нея вправо, поэтому гвардия, вопреки ожиданиям, оказалась в сражении раньше 2-го и 4-го корпусов".

Однако французы не смогли воспользоваться этим ослаблением русского центра, ибо Ней повернул вправо большую часть своей пехоты; наступать же силами одной только кавалерии через овраг, через пространство, с двух сторон простреливаемое русской артиллерией, было весьма рискованно. "Экспромт" Нея привел к тому, что между его войсками и группой Богарнэ также образовалась брешь. Следовательно, боевые порядки противоборствующих армий "лопнули" одновременно в одном и том же месте. Для исправления ошибок, допущенных Неем и Богарнэ, Наполеону пришлось уже в 10-м часу двинуть вперед обе резервные пехотные дивизии. Немудрено, что он полчаса колебался, прежде чем отдать такой приказ. Тем самым русские получили время залатать свою прорвавшуюся в центре линию с помощью войск Е.Вюртембергского.

Как заметил Пеле, дивизии Клапареда и Фриана прикрыли лишь часть пространства между войсками Нея и Богарнэ, остальную же его часть пришлось занимать кавалерией.

"Это расположение кавалерии в центре, противное правилам и обыкновению, оправдывалось необходимостью".

В отличие от пехоты, она не могла даже укрыться за складками местности и несла ничем не оправданные потери. Л.Лежен писал, что с самого начала сражения французская резервная кавалерия была расположена слишком близко к неприятелю и не могла

"укрыться и избежать бесполезных потерь. Мы были свидетелями, как тысячи храбрых всадников и крайне нужных нам лошадей гибли без всякой пользы для армии".

Среди ученых по этому поводу даже возникла дискуссия. Одни полагали, что характерной чертой Бородинского сражения является именно это "расположение французской кавалерии в центре, чего обычно не случалось". Возражая им, Ф.Смит писал, что

"расположение конницы в середине линии никоим образом не является характерной чертой этого сражения",

что основная масса французской кавалерии находилась позади пехотных корпусов и даже если конница Груши и Монбрена на какое-то время заполнила брешь между войсками Нея и Богарнэ, то это было случайно и длилось очень не долго; кроме того, бывали и другие сражения, где конница занимала центр боевого порядка. С гораздо большим правом, - считает Смит, - расположение французских войск при Бородине следует отнести к так называемому "косому боевому порядку", впервые примененному Эпаминондом при Левктрах, ибо Наполеон чрезвычайно усилил один свой фланг за счет ослабления другого. Заметим от себя, что по этой же причине Ф.Глинка назвал Наполеона "новым Эпаминондом".[39]

Думается, что и в данном споре истина находится где-то посередине. Обе названные особенности можно признать характерными чертами Бородинской баталии с тою лишь разницей, что если одна из них была заранее умело спланирована императором, то вторая стала итогом импровизации маршала Нея. Французская кавалерия в течение нескольких часов стояла в бездействии в первой линии, неся неоправданно большие потери от огня русской артиллерии; понятно, что это была мера вынужденная, а не запланированная заранее. Маршал Ней внес, таким образом, значительные коррективы в первоначальные планы императора, и тот, надо думать, даровал ему почетный титул "князя Московского" не только за проявленное в этом сражении личное мужество.

Состав войск, атаковавших деревню Семёновское

2-я пехотная дивизия - дивизионный генерал граф Л.Фриан
нач. Штаба - штабной полковник барон Галише
1 -я бригада - бригадный генерал барон Ф.М.Дюфюр
15 легкий полк - полковник барон Ж.Ф.Ноос 5 бат.
48 линейный полк - полковник барон Ж.Групань 5 бат.
2-я бригада - бригадный генерал А.Б.Ван Дедем ван де Гельдер
33 линейный полк - полковник барон Э.Ф.Пушлон 5 бат.
Испанский Жозефа Наполеона - полковник барон Чуди 2 бат.
2-я рота 2-го пешего арт. полка
5-я рота 3-го конно-арт. полка
всего: 17 бат., 6896 пех., 418 артилл., 26 орудий = 7314 человек
вернуться

38

Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 г. М., 1962, С.390-391; Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974, С.157; Гарнич. Указ. соч., С.178, прим.1. Лишь ехидную усмешку может вызвать заявление С.М.Клавдиева о том, что "наиболее точное описание панорамы было совершено впервые лишь в советское время". Достаточно почитать книгу самого этого автора, чтобы убедиться в обратном. На схеме, изображающей расположение войск на панораме, допущено множество ошибок; там, где автор пишет "французский кирасир", на самом деле изображен саксонский, там, где он пишет о кирасирах Нансути, речь идет о кирасирах Лоржа; с какой-то стати он пишет о том, что кирасиры Тилемана (написание имени неверное) атаковали 19-й егерский полк, хотя последний находился не у Семеновской, а у батареи Раевского (Указ. соч., С.72, 87, 121).

вернуться

39

 Ивченко Л. Указ. соч., С.ЗЗ, 31; Пеле. Указ. соч., С.79; Россия первой половины XIX в., С. 170; Ditfurth, S.92; Smitt F. Zur naheren Aufklamng iiber den Krieg von 1812. Leipzig. 1861, S.20, 81-83.

13
{"b":"222229","o":1}
ЛитРес представляет: бестселлеры месяца
Дом напротив
Только не разбивай сердце
Инстаграм: хочу likes и followers
Большие воды
Гимназия неблагородных девиц
Тёмные не признаются в любви
Развивающие занятия «ленивой мамы»
Новые правила. Секреты успешных отношений для современных девушек