ЛитМир - Электронная Библиотека
A
A

12997

Богарт

12 000

Дэринг

12 ООО

Вольф 1

8 666а

«Тан»

8 189

Английское

военное министерство

8 000

«Драпо блё»

7 848

Гаррисон

7 485»

Айрес

7 307

«Бюллетень

союза ассоциаций фран-

цузов против враждебной пропа-

6 887

та нды»

«Английский

статистико-географиче-

ский ежегодник»

Итоговые данные о потерях в мировой войне 1914—1918 гг. по различным источникам, опубликованным в 1919—1922 гг.

Особо следует отметить расчет Дэринга, который приобрел очень широкую известность и был перепечатан во многих изданиях. Свой первый расчет потерь по окончании войны Дэринг сделал в конце октября 1919 г., а опубликовал его в январе 1920 г. Число европейцев, погибших на войне, Дэринг определил в 9 829 тыс. человек. Затем он прибавил к этой цифре 500 тыс. убитых из числа жителей Азиатской России, 500 тыс. турок, 250 тыс. солдат английских доминионов и Индии, 52 тыс. солдат США, потери французских колониальных войск и Японии. Общее число убитых и умерших, по расчету Дэринга, составило 12 млн. человек. Эта цифра сильно преувеличена.

1G. Wolf, Der Menschenverlust im Weltkrieg, «Sozialistische Monatsliefte» № 1, 1921, S. 20.

2 Включая пропавших без вести по большинству воевавших стран. J Только боевые потери.

Во-первых, даже если подсчитать цифры самого Дэринга, то и тогда, с добавлением потерь французских колониальных войск и Японии, общая сумма составит 11,2 млн. человек. Во-вторых, его расчеты потерь по России мало обоснованы. Он исходил из цифры в 1,5 млн. погибших за первые два года войны, исчисленной им же еще в 1916 г. Однако это исчисление базировалось на соотношении числа убитых и раненых, установленном на основании данных лишь о 28 557 солдатах. Кроме того, количество раненых определено им с большим преувеличением. Эту совершенно неверную цифру в 1,5 млн. человек за два года войны Дэринг увеличил до 2,56 млн., т. е. на 71%, исходя из того, что во второй половине войны ежемесячные потери России оставались на уровне первой половины. На самом же деле в 1916—

1917 гг. ежемесячные потери значительно снизились по сравнению с 1914—1915 гг. Таким образом, допустив преувеличение в исходной цифре, он еще более усугубил свою ошибку. В результате он исчислил потери России в 3 млн. убитыми и умершими, что значительно превышает действительные потери.

Расчет Дэринга оказался ошибочным также и вследствие того, что по Сербии он взял совершенно фантастическую цифру убитых —690 тыс. человек. При этом он ссылается на журнал «Сербия» (№ 14 за 1919 г.), в котором указывается, что в это число входят все военнообязанные (а не мобилизованные!), убитые в боях, умершие от ран и болезней на острове Корфу и в плену. Выше уже отмечалось (стр. 157), что такая цифра совершенно неправдоподобна. Кроме того, Дэринг дал преувеличенные расчеты по Австро-Венгрии. Если учесть, что только по России он преувеличил потери на 1,2 млн. человек, по другим странам— на 0,5 млн. и 0,8 млн. человек без всяких оснований прибавил к итогу, то, по расчету Дэринга, обшие потери в первой мировой войне преувеличены на 2,5 млн. человек.

1 Цифра по России (3 млн. человек), не приведенная во втором расчете Дэринга, добавлена в соответствии с его первой оценкой.

Во втором периоде (т. е. с 1923 г.) авторы расчетов находились в более благоприятных условиях, так как к этому времени были уже опубликованы некоторые дополнительные официальные и полуофициальные материалы. Свод расчетов этой группы может быть дан в таком виде:

Специального рассмотрения заслуживают расчеты различных авторов о потерях России. Некоторые источники (Айрес, «Английский географический ежегодник» и военное министерство США) указывают довольно близкую к нашей цифру — 1,7 млн. человек.

Но широкое распространение приобрела также цифра потерь в 2,5 млн. человек, которую впервые дал Дэринг. Эту же цифру принял и Павлович, считая даже, что она охватывает только убитых на полях сражений. Общая цифра убитых и умерших в войне 1914—1918 гг., по Павловичу, составляет 13 млн. человек, но она неверна. Ошибка Павловича состоит в том, что к 10 млн. жертв войны он прибавил 50% из числа 6 млн. пропавших без вести и пленных1. Такой расчет, конечно, неверен.

Наиболее высокую цифру русских потерь дал Герш, но она охватывала и потери в гражданской войне. Однако, даже учтя потери в гражданской войне, цифра Герша з 2 раза выше цифр, принятых нами.

Суммируя приведенные выше материалы, можно дать следующий итоговый свод данных о потерях России в войне 1914— 1918 гг.

Виды потерь

В тыс. человек

1 200

240 11

Итого безвозвратные боевые потери . .

1 451

> от несчастных случаев и прочих причин

155 190 15

Итого безвозвратные небоевые потери

360 1811

Установленную нами цифру потерь России в войне 1914— 1918 гг. можно подвергнуть проверке на основе местных выборочных обследований, проведенных после войны. Нам известны два таких обследования — на Украине и на Дону.

1 М. Павлович, цит. соч., стр. 7.

Обследование на Украине было произведено осенью 1923 г. и охватило 50 610 дворов с населением в 263 564 человека. Хотя это составило только 1,2% всего сельского населения Украины, тем не менее абсолютное количество крестьян, охваченных

обследованием, достаточно велико, чтобы на основании его можно было прийти к достоверным цифрам. Приведем результаты обследования '.

Потери сельского населения Украины по результатам специального обследования

Численность обследованного населения . . . 263 564

Из них:

«Убитые на европейской войне» 2 201

Пропавшие без вести 1 307

Всего убитых и пропавших без вести . 3 508

Таким образом, считая убитых и всех пропавших без вести, получаем, что 1'/з% сельского населения Украины погибла в войне 1914—1918 гг.2 Если же взять нашу цифру потерь в 1811 тыс. убитых и умерших по отношению ко всему населению России — 164 млн. человек3, то потери составят 1,1%всего населения, т. е. несколько меньше, чем дало обследование на Украине. Учитывая, во-первых, что в городах потери были меньше, чем в деревнях, и, во-вторых, что некоторая часть пропавших без вести не погибла, можно считать, что результаты обследования полностью подтверждают нашу цифру потерь России.

Обследованием на Дону было охвачено 3339 дворов с населением 18 090 человек, что составило 2,4% всего сельского населения Донского округа 4. Процент убитых и пропавших без

1 «Материалы о социально-гигиеническом состоянии украинской деревни», Харьков, 1924, стр. 35.

г Рассматривая это выборочное обследование как так называемую бесповторную случайную выборку, можно исчислить следующие пределы ее вероятных погрешностей. Ошибка выборки (ц) определяется по формуле:

где w — доля выборки,

п — численность выборки, rV — численность генеральной совокупности. Для наших данных это составит:

^/¾^. (.-0,012)-0,0002.

Взяв утроенную среднюю ошибку (что дает вероятность 0,997 за то, что процент для всего населения окажется в установленных нами пределах), получим, что средний процент погибших на войне сельских жителей Украины был не менее 1,27 и не более 1,39.

110
{"b":"270094","o":1}
ЛитМир: бестселлеры месяца
Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений
Травы с эффектом диеты
Галактиона. Чек на миллиард
В постели с чужим мужем
Домашний юрист. Все что нужно знать о своих правах
Бояться, но делать
Тот еще космонавт!
Хроники Максима Волгина
Возвращение