ЛитМир - Электронная Библиотека
A
A

Какую из них следует предпочесть или же ни одна из них не может претендовать на приближение к действительности? Мы считаем, что все приведенные цифры числа убитых ниже действительных и напрасно некоторые исследователи исходили из этих цифр.

1 Вл. Аврамов. Жертвы империалистической войны в России, «Известия Народного комиссариата здравоохранения» Л% 1—2, 1920, стр. 41.

3 «Труды комиссии...», стр. 150.

* «Россия в мировой войне...», стр. 20.

4 «Санитарная служба русской армии...», стр. 459.

5 В. И. Биншток, Военные потери России в войну 1914—1918 гг., «Труды комиссии...», стр. 149.

• Л. И. Сазонов, цит. статья, «Труды комиссии...», стр. 165

Так, Биншток положил в основу расчета цифру Аврамова (664 890), добавляя лишь к ней 200 тыс. пропавших без вести5. Сазонов исходит из цифры в 600 тыс. убитых6. Волков тоже

останавливается на исчислении Аврамова, как на «цифре, наиболее точно установленной в порядке не только простого использования данных военного учета, но и их критического анализа» '.

Если и нам, подобно указанным исследователям, положить в основу одну из приведенных пяти цифр, то во всяком случае следует взять наивысшую из них, так как включение пропавших без вести несколько сокращает огромный недоучет числа убитых. Кроме того, следует учесть еще потери после 1 мая 1917 г. По данным Бюро о потерях Отчетно-статистического отдела управления РККА, за период с мая по ноябрь 1917 г. было убито 22 457 солдат и офицеров. Если учесть потери в декабре, январе и феврале, то можно считать, что "общее число убитых за период с мая 1917 г. до момента подписания мира в Брест-Литовске составило не менее 30 тыс. человек. Надо прибавить еще потери флота за все время войны, которые, правда, были очень незначительны. По Балтийскому флоту насчитывалось 2223 человека убитых и погибших, а вместе с Черноморским и Сибирским флотами общее число убитых и погибших составило 3074 человека2.

Однако значительно более существенную поправку дают исправления, которые необходимо внести в связи с недоучетом потерь в 1914 г. О том, что такой недоучет действительно имел место, видно из сопоставления среднемесячных потерь за 1914—1916 гг., вычисленных на основании отчетов военного министерства3, которые мало отличаются от цифр, опубликованных в сборнике ЦСУ.

Среднемесячные потери русской армии в 1914—1916 гг. по видам

(в тыс. человек)

Годы

Убитые

Попавшие в плен

Раненые

Всего

1914

8

11

46

65

1915

23

82

102

207

1916

•22

125

77

224

Несмотря на то, что, как известно по ходу военных действий, первое полугодие войны принесло для русской армии значительные потери убитыми, ранеными и пленными, по отчетам

1£. 3. Волков. Динамика народонаселения СССР за восемьдесят лет, М—Л., 1930, стр. 52.

2 «Россия в мировой войне...», стр. 30, 36.

3 «Санитарная служба русской армии...», стр. 92, 97, 142. Среднемесячные потери исчислены нами. Для 1914 г. взято 5,5 месяца.

военного министерства, среднемесячные потери в 1914 г. в 3—3,5 раза меньше, чем в 1915—1916 гг., что совершенно ясно говорит об утрате значительной массы отчетных материалов и неналаженности учета потерь в первые месяцы войны. О том, что потери в 1914 г. были гораздо более высокими, чем это получается по цифрам военного министерства, говорит также и тот факт, что, по данным Московского центрального эвакуационного комитета, среднемесячное число раненых, эвакуированных с фронта в 1914 г., составляло 73,7 тыс., а в 1915 г.— 70,2 тыс. человек, т. е. на 3,5 тыс. меньше'.

О явном недоучете числа убитых в 1914 г. говорит также и факт шестикратного превышения числа раненых над числом убитых, что совершенно неправдоподобно. Число убитых в 1915 г., как видно из приведенной выше таблицы, было на 15 тыс. в месяц больше, чем в 1914 г. Если принять для 1914 г. среднемесячное число убитых в 1915 г., то за пять с половиной месяцев 1914 г. это даст около 83 тыс. человек сверх учтенного числа. Так как потери русской армии в 1914 г. были более значительными, чем в 1915 г., можно с округлением считать, что в 1914 г. недоучет числа убитых составлял 100 тыс. человек.

В итоге при таком расчете потери русской армии в войне 1914—1918 гг. будут представлены в следующих цифрах (в тыс. человек):

Можно ли полученную цифру считать более близкой к действительности, чем другие? Это требует еще доказательства. Надо отметить, что иностранные авторы, изучавшие потери России в мировой войне 1914—1918 гг., приводят совсем другие цифры. Им почему-то остались неизвестными все приведенные выше официальные и полуофициальные цифры потерь, и в своих расчетах они основывались на весьма сомнительных материалах.

Так, например, английское военное министерство приводит цифру в 1 700 тыс. убитых, ссылаясь на телеграмму, посланную неизвестно кем 20 декабря 1918 г. из Петербурга в Копенгаген2. Эта цифра впервые, по-видимому, была опубликована во фран-

«Россия в мировой войне...», стр. 25.

•Statistics of the military Effort of the British Empire...*, p. 353.

цузском журнале «Драпо блё» в 1919 г. и затем перепечатана многими другими изданиями. Однако ни в одном из них нет даже намека на происхождение этой цифры, которая в 2—3 раза превосходит приводившиеся выше цифры убитых.

Интересно отметить, что в 1921 г. известный русский статистик В. Г. Михайловский во введении к переписи 1920 г.1 также привел цифру в 1 700 тыс. убитых русских в войне 1914—1918 гг. Нам неизвестно, является ли эта цифра результатом каких-либо расчетов или же Михайловский взял эту цифру, как имевшую широкое хождение в заграничной печати. К этой цифре он прибавил 800 тыс. русских солдат и офицеров, умерших от других причин, и получил в итоге 2,5 млн. убитых и умерших. Эта цифра стала известна за границей как официальная цифра русских потерь в первой мировой войне.

Некоторые иностранные авторы приходили в своих расчетах к еще более высоким цифрам потерь России. Так, датчанин Дэринг2 доводит число убитых до 2 500 тыс. человек, кладя в основу первоначальный расчет в 1 498 тыс. убитых за первые два года войны (подробнее об этом см. на стр. 373) и делая затем экстраполяцию на последующий период. Еще более сомнительные расчеты русских потерь производит американский экономист, профессор Иллинойского университета Эрнест Богарт. Ссылаясь на какие-то официальные и полуофициальные источники, он приводит число убитых в русской армии с курьезной точностью: 2 762064 человека! При этом он тут же разоблачает иллюзорную «точность» этой цифры, считая необходимым прибавить к ней половину общего числа пленных и пропавших без вести3. При этом Богарт упускает из виду, что, если пропавшие без вести объединены в одну группу с пленными, нельзя полагать, что удельный вес убитых среди них столь велик. Число пленных и пропавших без вести, по Богарту, равно 2,5 млн. человек. Прибавив 1 250 тыс. к 2 762 064, он получает «новую», с такой же «точностью» исчисленную цифру убитых в русской армии — 4 012064 человека! Несмотря на абсурдность цифр Бо-' гарта, они получили распространение и попали даже в энциклопедические словари.

41
{"b":"270098","o":1}