ЛитМир - Электронная Библиотека
A
A

Спустя несколько лет после окончания войны немцы опубликовали следующие данные о смертности военнопленных в немецких лагерях.

Число военнопленных, умерших в немецком плену

Годы

4 408

14 933

8 264

30 577

44 745

5 976

953

1921 245

Итого 110 101

1 S. Kirchenberger, Beitrage usw., S. 76.

2 «Die in Deutschland gestorbenen feindlichen Kricesgefangenen und die in der Gefangenschaft gestorbenen deutsehen Soldatens, und Statistik» № 3/4, 1923, S. 127.

Из общего числа в ПО тыс. умерших военнопленных на русских приходилось две трети. Но эти цифры далеки от истины. Не может быть сомнений, что в этой официальной публикации отсутствует значительное число случаев смерти среди пленных. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать динамику числа умерших. В 1916 г., по немецким данным, умерло около 8 тыс. пленных. В то же время уже к концу 1915 г., по тем же данным, было 1,5 млн. военнопленных разных наций. В 1916 г. число пленных значительно возросло, и можно считать, что среднегодовая численность пленных составила примерно 2 млн. человек. В этом случае 8 тыс. умерших составит 0,4% смертности в год, что дает значительно меньший уровень смертности, чем если бы эти люди жили у себя на родине в обычных условиях. Ведь по таблицам смертности 1897 г. вероятность смерти для 30-летних мужчин определялась в 1 %. Даже если считать, что для 1914—1917 гг. можно взять несколько более низкий уровень, и учитывая наличие среди пленных солдат и офицеров других наций, все же нормальный процент смертности для 30-летних мужчин был бы не менее 0,8, т. е. в 2 раза больше, чем по немецким данным. Если же учесть, что среди пленных было много раненых, и принять во внимание каторжный режим, который был установлен для большинства пленных в Германии, то лживость немецких данных полностью изобличается.

Гораздо более ценными для наших расчетов являются данные, разработанные в 1919 г. статистическо-справочным отделом Центральной коллегии о пленных и беженцах (Центроплен-беж, позднее Центроэвак). Согласно этим данным, число зарегистрированных русских военнопленных на 1 октября 1920 г. составляло 4 261 тыс. человек, а на 1 марта 1921 г. — 4 472 тыс. человек. Однако это число значительно преувеличено вследствие наличия дубликатов в картотеке военнопленных.

Л. И. Сазонов указывает, что, по заключению особой комиссии, ревизовавшей картотеку отдела, число дубликатов достигает 12% Однако мы склонны считать, что процент дубликатов был значительно выше. По этой же картотеке, по неполному учету, насчитывалось 110 тыс. свидетельств о смерти военнопленных в Австро-Венгрии и 78 тыс. свидетельств о смерти в Германии. Цифра по Австро-Венгрии, по нашему мнению, не может быть использована, так как если был признан факт двойного счета в числе военнопленных, то вполне возможно, что дубликаты имелись и в картотеке умерших. Поэтому более правильно будет использовать эти ценные сведения не как абсолютные числа, а как относительные, путем определения процента смертности среди военнопленных.

По этой же картотеке общее число русских военнопленных в Австро-Венгрии составило 1 503 тыс. человек, в том числе имелось 110 тыс. карточек умерших. Так как двойной счет в равной мере имеется как в первой, так и во второй цифре, то процентное отношение между ними будет свободно от влияния двойного счета. В соответствии с этим можно считать, что процент смертности среди русских пленных солдат составил 7,3. Если учесть, что среди французских солдат, находившихся в немецком плену, процент смертности составлял 4 (см. стр. 321), то указанный процент смертности среди русских пленных вполне правдоподобен, так как условия их жизни в плену были неизмеримо хуже, чем французов. При определении общей численности русских пленных наблюдается большое расхождение по разным источникам (см. табл. на стр. 319).

Не имея достаточных оснований, чтобы предпочесть какую-либо одну из приведенных цифр, надо все же сказать, что данные по картотеке Центропленбежа явно преувеличивают число пленных. Это объясняется тем, что процент дубликатов значительно выше 12, которые были приняты согласно решению комиссии, ревизовавшей картотеку. Данные Бюро о потерях также преувеличены, так как в число пленных включалось большое количество солдат и офицеров, пропавших без вести. Фигурирующая рядом незначительная цифра пропавших без вести, всего в 228 838 человек, не могла включить в себя действительно всех тех, о которых не было сведений. Следует предположить, что

«Труды комиссии.,.», стр. 40, 170.

п/п

Число пленвых

(тыс. человек)

Источник

Место публикации

1

3 935

Картотека НКВД на 1 марта 1921 г. с поправкой в 12% на двойной счет

«Труды комиссии.. .», стр. 40.

3 749

Центропленбеж с поправкой 12% на двойной счет

Там же, стр. 148.

СО

3409

Бюро о потерях Отчетно-статистического отдела РККА

«Россия в мировой войне. ..», стр. 31.

4

3 344

Данные б. ставки

Там же, стр. 20.

5 6

3000 2 900

Центропленбеж на 1 июля 1918 г.

Данные бывшего Военного министерства на 1 июня 1917 г.

А. Сысин, цит. статья, стр. 9.

«Россия в мировой войне. ..», стр. 19.

7 8

2 501 2417

Русское Министерство иностранных дел (декабрь 1916 г.)

Немецкие и австро-венгерские военные архивы

( N. N. Qolovin, op. cit., | p. 89, 92.

9

2 333

Военно-санитарные органы: «пропавшие без вести» (с 1 августа 1914 г. по 1 октября 1917 г.)

Вл. Аврамов, цит. статья, стр. 41.

10

2 081

Информация «австро-венгерского бюро» (на 1 февраля 1917 г.)

Газета «Время», 18. V. 1917.

11

2 044

Главное управление Генерального штаба (на 1 мая 1917 г.)

«Санитарная служба в русской армии...», стр. 459.

Численность русских военнопленных по различным источникам

в группу пленных попало значительное количество убитых, которые не были зарегистрированы по группе «убитые».

Цифра ставки, опубликованная ЦСУ, внушает серьезные сомнения, так как в книге «Санитарная служба русской армии в войне 1914—1917 гг.» со ссылкой на ставку приводится совсем другая цифра пленных (не 3 344 тыс. человек, а 2 044 тыс.). Цифра Сысина, основанная на материалах Центропленбежа, также заключает в себе двойной счет.

Все это говорит о том, что пять верхних цифр числа русских военнопленных должны быть отвергнуты как преувеличенные. С другой стороны, приведенные меньшие цифры недостаточно полны. Так, данные австро-венгерского бюро относятся только к 1 февраля 1917 г., а в цифру «пропавших без вести», возможно, и не включены некоторые категории военнопленных. Последняя цифра также относится только к 1 мая 1917 г. Кроме того, воз

можно, что она имела в виду дать наличие пленных на 1 мая 1917 г. и, следовательно, может отличаться от количества попавших в плен на величину умерших в плену и бежавших из плена'.

Наиболее достоверны данные немецких и австрийских архивов, полученные Головиным в порядке частной переписки (цифра № 8).

Дополнительным источником для определения числа пленных могут служить данные немецкого военного министерства, по которым в Германии насчитывалось 1 435 тыс. русских военнопленных 2. Число военнопленных русских солдат и офицеров в Австро-Венгрии достигало 1 млн. человек3. Общее число русских пленных, включая находившихся в Турции и Болгарии, можно считать равным 2,6 млн. человек. Учитывая, что смертность среди русских военнопленных составила 7,3%, число русских солдат и офицеров, умерших в плену, составило 190 тыс. Следует указать, что эта цифра довольно близко подходит к цифре Сысина4 (209,8 тыс. человек), хотя он не указал на ее происхождение. Наша цифра оказалась также лишь немногим выше цифры числа умерших в плену, установленной Волковым5 (181,9 тыс. человек), хотя он в своем исчислении шел совсем иным путем.

93
{"b":"270098","o":1}