ЛитМир - Электронная Библиотека
Содержание  
A
A
ПОСЛЕСЛОВИЕ Ю.Н. ЕФРЕМОВА

Первый вариант опубликованной выше статьи был написан в 1997 г. и предназначался для естественно-научного журнала, поэтому Ю.А. Завенягин не хотел вводить в него исторический материал. Теперь считаю нужным осветить и этот аспект проблемы "новой хронологии", а также добавить результаты исследований звездного каталога "Альмагеста", появившиеся после кончины Ю.А. Завенягина (1924-1998). Многие затронутые в послесловии проблемы я неоднократно обсуждал с Ю.А. Завенягиным. Пользуюсь случаем поблагодарить академика В.Л. Гинзбурга, а также друзей Юлия Авраамиевича - В.И. Когана и В.А. Храброва за помощь в публикации этой статьи.

Парадоксальным образом проблема не только датировки, но и авторства звездного каталога "Альмагеста" сопряжена с острыми вопросами научной этики. Напомним, что ошибка примерно в 1 градус в долготах звезд этого каталога (из-за чего они соответствуют примерно 55 г., а не 137 г., указанному Птолемеем) вызвана либо тем, что Птолемей ошибся в исходной теоретической долготе Солнца (как считал великий Лаплас), либо же тем, что он взял координаты у Гиппарха и привел их на свою эпоху с заниженным значением прецессии по долготе (как считал Деламбр). Р. Ньютон 20 лет назад высказал некоторые новые соображения в пользу авторства Гиппарха и обвинил Птолемея в плагиате. Однако историки астрономии, в свою очередь, обвинили Р. Ньютона в неуважении к Птолемею. Действительно, Птолемей сообщает в "Альмагесте", что сам наблюдал все звезды каталога вплоть до самых слабых, но он не пишет, что сам определял координаты. Возможно, проверив лично, что все звезды Гиппарха находятся на своих местах, он привел их координаты из не дошедшего до нас каталога Гиппарха, которого Птолемей признавал более искусным наблюдателем. В конце концов, "Альмагест" ведь справочник и учебник, а в подобных изданиях и поныне не всегда указываются первоисточники. С таким же успехом можно было бы упрекнуть Коперника за то, что он не ссылается на Аристарха Самосского и Николая Кузанского, которые до него писали о движении Земли.

Неудивительно, что наша совместная с А.К. Дамбисом статья [15], в которой устанавливается авторство Гиппарха, была принята к печати в престижном "Journal for History of Astronomy" после весьма длительного рецензирования - трудно было поверить, что многовековой спор разрешен. Расскажем о результатах этой работы, которые попутно еще раз отменяют "новую хронологию".

В решении вопроса о приоритете Птолемея или Гиппарха долготы звезд из каталога "Альмагеста" нам помочь не могут. Однако, помимо долгот, изменяются и сами положения звезд на небесной сфере вследствие их собственных движений в пространстве. Изменения эти очень медленные, лишь у 40 звезд из числа вошедших в каталог "Альмагеста" они превышают 0.5 секунды дуги в год, тогда как долготы всех 1022 звезд каталога увеличиваются на 50 секунд в год. Точность же координат в каталоге составляет всего лишь около 20 минут дуги, то есть 1200 секунд. Если использовать слишком малое число звезд с большим собственным движением при сравнении широт и вообще абсолютных координат звезд, можно получить почти какую угодно дату создания каталога, что Фоменко с соавторами и продемонстрировали [3].

В работе [10] определялась эпоха максимальной близости конфигурации звезд, обрисовываемой координатами, данными в каталоге, к конфигурациям тех же звезд для разных эпох. Из такого сравнения звездных конфигураций, включающих объекты с наибольшими собственными движениями, был сделан довольно уверенный вывод о том, что каталог наблюдался близ начала нашей эры [10]. Однако из-за низкой точности этого метода разрешить дилемму - Гиппарх или Птолемей - не удалось. Работа велась в начале 80-х годов с помощью занимавшей целую комнату ЭВМ БЭСМ-4 и была чрезвычайно трудоемкой - приходилось вручную набивать сотни перфокарт. Ныне персональный компьютер позволяет ставить задачи, немыслимые в прошлом, и появилась возможность подойти к проблеме датировки звездного каталога "Альмагеста" другим путем.

Классическая задача астрометрии, занимающейся точным определением координат небесных объектов, состоит в нахождении собственных движений звезд по их координатам в каталогах, эпохи которых достаточно далеко отстоят друг от друга во времени. Понятно, что эти эпохи известны. Задачу можно обратить: по известным собственным движениям и эпохе одного из каталогов установить время создания другого. Именно это мы и сделали совместно с А.К. Дамбисом: по современным положениям и собственным движениям звезд и их координатам в каталоге "Альмагеста" определили эпоху его наблюдения [15]. При этом использовались все 1022 звезды, "медленные" звезды задавали систему координат.

Формальные результаты по всем 1022 звездам таковы: собственные движения по долготам дают эпоху каталога (-109 ± 226) г. (указана средняя квадратичная ошибка), по широтам - (-81 ± 147) г., по комбинации широт и долгот - (-89 ± 122) г.

Устойчивость решения демонстрируют рис. 3 и рис. 4. Как следует из рис. 3, примерно 40 звезд с наибольшими собственными движениями, дают устойчивое решение: включение других звезд с меньшими собственными движениями не изменяет результата. Если же исключить три звезды с наибольшими движениями, в том числе Арктур, то эпоха каталога составит (-134 ± 158) г., что весьма близко ко времени, когда Гиппарх определял склонения 18 звезд (напомним, она получается с большой точностью по прецессии). Дальнейшее исключение звезд (в порядке убывания их собственных движений) не уводит от этой эпохи, то есть она не зависит от немногих "быстрых" звезд (см. рис. 4). Можно даже заподозрить, что координаты Арктура и Альфа Кентавра - третьей и второй звезды по величине собственного движения - имеют в каталоге "Альмагеста" заметные ошибки. Для Альфа Кентавра это неудивительно: звезда южная и была видна лишь очень низко над горизонтом. Если же исключить весь первый десяток самых "быстрых" звезд, эпоха получается -246 г., но ошибка уже составит 225 лет. Фоменко - математик и легко может определить, с какой вероятностью отвергается Х в. как эпоха создания каталога при вышеприведенных значениях.

История и антиистория. Критика «новой хронологии» академика А.Т. Фоменко - _023.jpg

Рис. 3. Зависимость получаемой по собственным движениям эпохи каталога "Альмагеста" - кривая, проведенная через середины интервалов средних квадратичных ошибок - от числа используемых "быстрых" звезд (в порядке убывания величины их собственного движения) [15]. Указаны эпохи Гиппарха и Птолемея; для получения устойчивого результата достаточно 30-40 звезд

История и антиистория. Критика «новой хронологии» академика А.Т. Фоменко - _024.jpg

Рис. 4. Зависимость получаемой по собственным движениям эпохи каталога "Альмагеста" - кривая, проведенная через середины интервалов средних квадратичных ошибок - от числа исключенных при решении "быстрых" звезд (в порядке убывания величины их собственного движения) Указаны эпохи Гиппарха и Птолемея (данные А.К. Дамбиса)

Заметим, что собственные движения звезд были открыты в 1718 г., массовое их определение началось с конца XVIII в., так что фоменковские "средневековые фальсификаторы" не могли их использовать.

Но, как говаривали герои Мольера, вернемся к нашим баранам. Помимо астрономии, важнейшим обоснованием "новой хронологии" служат результаты операции, называемой Фоменко "статистической обработкой древних династий". Эти результаты производят, на первый взгляд, ошеломляющее впечатление: сходство кривых на многочисленных графиках, долженствующих показать, что древние династии можно совместить со средневековыми, действительно поражает. Но на них надо посмотреть внимательнее.

80
{"b":"560162","o":1}